« Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, достигнет успехов, если ему будет обеспечена своевременная коррекционно-педагогическая помощь в раннем детстве »
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, с детьми-инвалидами и другими категориями детей на протяжении многих лет реализуется:
- Психолого - педагогический консилиум;
- Консультативный пункт;
- Музицирование на свирели как здоровьесберегающее направление (ансамбль "Свирелька");
- Обучение детей по адаптированным образовательным программам на дому
Общие принципы коррекционно-развивающего обучения и воспитания
• комплексный подход к коррекции нарушений развития (обследование всех областей развития ребенка);
• единство коррекции и развития;
• принцип поэтапности и последовательности педагогических и коррекционных действий;
• учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка;
• активное привлечение ближайшего окружения ребенка к работе;
• принцип развивающего взаимодействия всех педагогов и специалистов (дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель) в коррекционно-развивающем процессе.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ (ППк)
В ДОУ действует психолого-педагогический консилиум (ППк), который является одной из форм взаимодействия педагогических работников, специалистов ДОУ и создан в целях:
психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии г. Владимира (ТПМПК).
разработки и реализации индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ; своевременного выявления детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий.
Состав ППК на 2022-2023 учебный год:
Председатель консилиума: Сергиенко И.М. – педагог-психолог.
Заместитель председателя: Сакуненко К.С. - учитель-логопед.
Члены консилиума:
Градникова О.В. - воспитатель коррекционной группы
В ДОУ работают две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые реализуют "Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи". Комплексность психолого-педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей, обеспечение всестороннего гармоничного развития дошкольников, формирование успешной социализации.
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ
Специалисты консультативного пункта осуществляют методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь (включая службу ранней помощи) родителям несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования, в том числе в форме семейного дошкольного образования, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
МУЗИЦИРОВАНИЕ НА СВИРЕЛИ КАК ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В системе коррекционно-развивающей работы несколько лет воспитанники ДОУ занимаются в ансамбле "Свирелька". С точки зрения педагогов ДОУ игра на свирели - это доступная и увлекательная для детей деятельность. Игра на свирели способствует правильному формированию диафрагмального дыхания, физиологического вдоха и выдоха, развитию речевого дыхания, фонематического слуха, артикулляционного аппарата, мелкой моторики и координации пальцев рук.
Звучание свирели у детей вызывает эмоционально-положительные чувства. Они испытывают радость и удовольствие от своей музыкальной деятельности, приобретают уверенность в своих собственных возможностях.
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НА ДОМУ
С 2001 года учителя-логопеды ДОУ проводят коррекционные занятия по развитию речи и навыков социального общения с детьми-инвалидами на дому по освоению «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью», «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Специалисты систематически и последовательно добиваются формирования у детей навыков предметно-практической деятельности, поведения, навыков общения, познавательной и учебной деятельности, опираясь на компенсаторные возможности анализаторов. Формируют речевые, жестовые навыки общения в семье и социуме. Способствуют гармонизации межличностных отношений в семье, помогают родителям адекватно реагировать на поведенческие и иные проявления детей, вовлекают их в процесс обучения.
Задачи:
Формирование и развитие социально-бытовых ориентировок, закрепление навыков самообслуживания.
Стимулирование речевой деятельности.
Формирование вербальных и невербальных способов общения.
Формирование коммуникативной функции речи.
Удовлетворение потребности в общении с окружающими.
Формирование предметно-практической деятельности.
Развитие познавательной деятельности.
Обучение простейшим предметным и трудовым действиям.
Вовлечение ребенка-инвалида и родителей в совместную деятельность.
Коррекция взаимоотношений в семье.
Формы совместной деятельности учителя-логопеда, дефектолога с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА (ИПФИ)
"МУЗИЦИРОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Центр развития ребенка - детский сад № 52» - участник Федеральной инновационной площадки " Музыкальное развитие и воспитание в социокультурной образовательной среде с применением инновационных технологий", сокращенное название "Музицирование для всех", ориентирована на детей 5-7 лет дошкольного уровня общего образования.
Деятельность инновационной площадки осуществляется в три этапа:
1)подготовительный (сентябрь 2021 – май 2022), предусматривающий ознакомление с программно-методическими комплексами «Свирель поет» и «Ансамбль детских музыкальных инструментов», подготовку кадров, организацию образовательного процесса с детьми и подростками по инновационным программам.
2)основной (сентябрь 2022 – май 2024 года), предполагающий создание эффективных условий для организации музыкального развития детей.
3)заключительный (май 2024 – сентябрь 2024), предусматривающий подведение итогов, обобщение и распространение опыта инновационной деятельности (публикации, презентации, выступления на конференциях).
Направление инновационной деятельности ДОУ№52: музицирование на свирели Э. Смеловой как здоровьесберегающая и коррекционная деятельность.
Куратор региональной площадки: методист Владимирского института развития образования имени Л. И. Новиковой Куликова Ольга Николаевна, Почетный работник общего образования.
Состав участников инновационной деятельности: дети старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).
Ответственный исполнитель: музыкальный руководитель Дрозд Ольга Владимировна
Координатор: старший воспитатель Сергиенко Ирина Михайловна
Руководитель рабочей группы: учитель-логопед Кольпикова Е.В.
Члены рабочей группа: воспитатель Демидова Гилян Владимировна, воспитатель Градникова О.В., педагог-психолог Сергиенко И.М.